Затягивают сроки выплаты
Содержание статьи:
- Сроки выплаты по ОСАГО
- Почему страховщики не платят в срок?
- Какие сроки важно соблюсти для получения выплат по ОСАГО?
- Что делать, если страховая компания нарушает сроки выплат по ОСАГО?
ОСАГО – это обязательный полис для каждого автовладельца в России, поэтому его оформление предлагают практически все страховые компании. Однако каждый день в стране происходит несколько сотен аварий, и практически по каждой из них кто-то должен получить возмещение ущерба. Каждая страховая фирма стремится повысить свою прибыль и сократить убытки, а убытки в ее случае – это компенсация ущерба застрахованным клиентам. Поэтому, к сожалению, многие страховщики затягивают сроки выплаты по ОСАГО.
Сроки выплаты по ОСАГО
Весь процесс подачи документов о ДТП, их рассмотрения и принятия решения о возмещении причиненного вреда четко регламентирован. Так, каждому автомобилисту важно знать следующие основные сроки:
- Обратиться к страховщику необходимо в течение 5 дней с того момента, как произошла авария. Водитель, имущество которого пострадало в результате инцидента, должен подать документы в свою страховую компанию.
- Страховая должна рассмотреть заявление своего клиента и принять решение по нему в течение 20 дней с момента обращения. Если она не примет решение об отказе в выплате возмещения, то по истечении этого срока автовладельцу должны быть предоставлены либо финансовые средства, либо непосредственно услуги сервисного центра, с которым у страховщика заключен договор.
- Если по истечении 20 дней с даты обращения водитель не получил ответ от страховой фирмы, он должен направить ей досудебную претензию. На рассмотрение этого обращения страховщику дается 5 дней.
- Если даже по прошествии 5-10 дней с момента предъявления досудебной претензии страховая компания не дает клиенту никакого ответа, он имеет право обращаться в суд (с этой претензией и другими документами, имеющими отношение к обстоятельствам происшествия).
Все указанные выше сроки рассчитываются в рабочих днях. То есть в счет не идут календарные выходные и государственные праздники, на которые граждане России официально освобождаются от трудовых обязанностей (и близкие к праздничным дни, которые было решено также сделать выходными на государственном уровне).
Почему страховщики не платят в срок?
Основных причин, по которым страховая компания может задерживать выплаты по ОСАГО исходя из собственной ситуации, две:
- Организация в принципе не склонна своевременно выполнять взятые на себя обязательства. Она рассчитывает, что автовладелец потянет с требованием выплатить деньги, не сразу обратиться с досудебной претензией или в суд. А компания в течение этого времени сможет не выводить финансовые средства на возмещение ущерба из оборота.
- Организация испытывает финансовые трудности. Ежегодно в России прекращают свою деятельность десятки, если не сотни страховых фирм, чья работа становится убыточной. Причины могут крыться в несостоятельности изначального финансового плана, состоянии рынка и других обстоятельствах, но факт остается фактом: возможно, у страховщика просто не хватает денег, чтобы предоставить выплаты всем клиентам, у которых наступили страховые случаи.
Обе эти причины не имеют никакого отношения к автовладельцу. Как бы ни складывались дела у страховой компании, и как бы ни пыталась она схитрить, по полису ОСАГО пострадавший водитель имеет право на возмещение ущерба в течение 20 дней после обращения.
Однако бывают случаи, когда задержка в выплатах связана с недочетами, допущенными самим автовладельцем:
- Передача неполного пакета документов, либо некорректное их заполнение.
- Отказ предоставить машину для осмотра специалистами страховой компании в установленный срок.
- Административное или уголовное делопроизводство, которое производится в связи с ДТП.
Кроме того, важно понимать, что непосредственно денежные выплаты производятся лишь в том случае, если ущерб в ходе аварии был причинен не только имуществу (машине), но и здоровью или даже жизни автовладельца. Иначе страховые фирмы предпочитают оплачивать ремонт авто, причем лишь в тех сервисных центрах, с которыми у них подписаны договора. Если водитель согласует со страховщиком ремонт в другой СТО, то на его оплату у компании будет уже 30 дней, а не 20.
Какие сроки важно соблюсти для получения выплат по ОСАГО?
Нарушение сроков выплаты может быть обосновано тем, что сам водитель не соблюдает установленные правила по времени предоставления документов, автомобиля и т.п.:
- Направить документы о ДТП страховщику необходимо в течение 5 суток с момента его совершения, однако на практике лучше делать это как можно быстрее.
- В течение 15 дней после этого нельзя самовольно производить ремонт своего автомобиля – только по согласованию со страховой компанией. Под «согласованием» понимается не устное соглашение, а официальная бумага с гербовой печатью, подтверждающая разрешение на проведение ремонтных работ.
- Если страховщик затребует проведение осмотра машины, ее понадобится предоставить в течение 5 дней с момента получения официального документа. Здесь принцип тот же: компания должна запросить осмотр в письменном виде, а не устно.
Еще раз напомним, что выходные и праздничные дни во все эти сроки не входят.
Что делать, если страховая компания нарушает сроки выплат по ОСАГО?
Если сроки выплаты возмещения по ОСАГО несправедливо затягиваются, у водителя есть следующие варианты действий:
- Обратиться в саму страховую компанию с попыткой узнать, почему выплаты не были произведены. Порой простого напоминания о своем существовании оказывается достаточно, чтобы организация предоставила возмещение ущерба.
- Направить жалобу в Центробанк РФ или в РСА. Сама жалоба составляется произвольно, в ней необходимо указать все нюансы сложившейся ситуации, а также приложить связанные с ней документы (или их копии).
- Предъявить страховщику досудебную претензию. В ней также нужно описать обстоятельства дела и требование произвести выплаты, которые были неправомерно задержаны. После этого у компании будет до 10 дней, чтобы перечислить деньги, отказать в возмещении ущерба или направить авто клиента на ремонт.
- Обратиться в суд. Если автовладелец вовремя представил все документы в полном объеме, не нарушал установленные сроки и правила ремонта машины, то он, с высокой долей вероятности, выиграет судебное разбирательство. Единственный недостаток этого варианта кроется в том, что он потребует больше времени на возмещение ущерба по ОСАГО, чем остальные.
Также важно знать, что при просрочке компенсационных возмещений страховая компания должна выплачивать клиенту пеню. Она составляет 1% за каждый просроченный день платежа, 0.05% за каждый просроченный день рассмотрения заявления, и 50% за решение вопроса в рамках судебного разбирательства.
Таким образом, автовладельцу важно самому соблюдать все установленные сроки подачи документов и предоставления транспортного средства, чтобы гарантированно защитить свои права при задержке компенсационных выплат. Если страховая компания не произведет их вовремя, нужно обратиться в Центробанк или РСА, написать досудебную претензию, а при отсутствии ответа – в суд.
Хотите получить подробную консультацию?
Заполните заявку и мы вас проконсультируем совершенно бесплатно