Европротокол: какие действия

Содержание статьи:

Уже несколько лет у отечественных водителей есть возможность оформлять мелкие ДТП по упрощенным правилам, без обращения к сотрудникам ГИБДД. Она доступна в том случае, если ущерб в результате аварии был причинен исключительно двум автомобилям, оба они застрахованы по программе ОСАГО, а размер причиненного вреда оценивается не более, чем в 100 000 рублей. В инциденте не должно быть никаких пострадавших людей (равно как и другого пострадавшего имущества), а водители должны сойтись в том, на ком лежит вина за произошедшее.

Если согласие об оформлении аварии по бланку европротокола достигнуто, то водители заполняют бланк «Извещения о дорожно-транспортном происшествии» (в двух экземплярах через лист копировальной бумаги). Заполнение обеих сторон этого документа – лицевой вместе, обратной по отдельности – важный этап в упрощенном разбирательстве из-за ДТП, но далеко не единственный. Поэтому далее мы расскажем, что делать после европротокола.

Алгоритм действий по европротоколу для виновника аварии

виновник дтп

Для автомобилиста, решившего признать свою вину в произошедшем, важно следующее:

  1. Убедиться, что размер ущерба действительно не превысит 100 000 рублей. При наличии каких-либо сомнений лучше вызвать экипаж ГИБДД (тогда размер максимально возможного возмещения составит 400 000 рублей) или взять с пострадавшего водителя расписку об отсутствии претензий свыше выплаты по европротоколу.
  2. Указать в 15 пункте (он называется «Замечания») на лицевой стороне документа свое согласие с признанием вины.
  3. Предоставить свой экземпляр заполненного европротокола в свою страховую компанию в течение 5 суток с момента происшествия. Можно прийти в ее офис лично, либо выслать документ по почте. В любом случае, желательно получить официальное подтверждение факта передачи извещения. При личной встрече это может быть документ с синей гербовой печатью страховщика, при отправке по почте – опись вложения и уведомление о доставке.
  4. Не заниматься ремонтом собственного авто в течение 15 дней с момента аварии. Это тот временной промежуток, на протяжении которого страховая компания имеет право осмотреть машину. Требование об этом предъявляется письменно, а доступ к авто должен быть предоставлен в течение 5 суток с того момента, как было получено официальное требование. Начать ремонт раньше можно только по согласованию со страховщиком, и только после получения письменного разрешения.

Алгоритм действий по европротоколу для пострадавшего в результате аварии

пострадавший в дтп

Для водителя, чье авто незаслуженно пострадало в ходе ДТП, при оформлении по европротоколу порядок действий следующий:

  1. Убедиться, что размер ущерба не превысит 100 000 рублей. Если пострадавшая сторона согласится на упрощенное оформление ДТП, а стоимость ремонта окажется выше, разницу придется выплачивать из своего кармана. Теоретически можно будет попробовать подать в суд, но вероятность успешного рассмотрения такого дела невелика (особенно в том случае, если пострадавший написал виновнику аварии расписку об отсутствии претензий).
  2. Указать в 15 пункте «Замечания» на лицевой стороне европротокола свой отказ признавать вину в произошедшем.
  3. Отдать заполненный бланк извещения о ДТП страховой компании, непосредственно в офисе или по почте (подробнее этот вопрос расписан в алгоритме для виновника аварии). В дополнение к этому понадобится предоставить заявление на прямую компенсацию ущерба; документы, подтверждающие право собственности на авто; заверенную копию удостоверения личности и документы, подтверждающие право представлять интересы заявителя (при необходимости); заключение независимой экспертизы и документы об оплате соответствующих услуг (если экспертиза проводилась); документы об оплате эвакуации и хранения авто (если эти услуги использовались); банковские реквизиты для перевода страхового возмещения.
  4. Не ремонтировать свою машину в течение 15 суток после инцидента, в случае необходимости – предоставить ее на осмотр представителями страховщика (подробнее этот вопрос также расписан в алгоритме для виновника аварии).

Что делать, если европротокол после ДТП был утерян?

Что виновник, что пострадавший в результате аварии должны предоставить свои копии заполненного бланка в страховую компанию в течение 5 суток с момента ДТП. Если это не сделает виновник – компенсацию ущерба могут взыскать с него, если это не сделает пострадавший – ему могут не возместить ущерб. Это ответ на вопрос о том, что будет, если не сдал европротокол.

Поэтому если кто-то из водителей потерял европротокол после ДТП, нужно обратиться ко второму участнику аварии с просьбой снять копию с его экземпляра. Если он уже отдал его в страховую – следует обратиться к ее сотрудникам с аналогичной просьбой.

Что делать, если предъявили регрессное требование?

Регрессное требование – это требование страховщика к виновнику ДТП о возмещении ущерба. Предъявить такое требование страховая компания имеет право в трех основных случаях:

  • Если виновник происшествия не направил свой экземпляр извещения в страховую организацию, застраховавшую его гражданскую ответственность, в течение 5 суток с момента инцидента.
  • Если виновник аварии начал ремонтировать или утилизировал свое авто до истечения 15 дней с момента происшествия.
  • Если виновник аварии, получив официальное требование о проведении осмотра или экспертизы его автомобиля, не предоставил свое транспортное средство в течение 5 суток с момента получения этого требования.

При отсутствии объективных оснований к предъявлению регрессного требования необходимо сообщить страховщику, что водитель считает это требование необоснованным. Также важно понимать, что пострадавший в результате аварии не имеет права требовать от страховой компании или участника-виновника оплату ремонта скрытых повреждений, которые не были указаны в европротоколе. Теоретически он может попробовать подать в суд с таким требованием, однако вероятность успеха будет невысока.

Документы для подачи в страховую компанию

Если же регрессное требование предъявлено не без оснований, то, скорее всего, его придется удовлетворить. Можно также попробовать решить вопрос через суд, но в таком случае с виновника аварии, скорее всего, взыщут еще и оплату судебных издержек. Большинство страховых компаний соглашаются на досудебное урегулирование конфликта и могут предоставить виновнику аварии возможность рассрочки платежа.

Но и в этом случае могут быть нюансы: так, если страховая компания выплатила пострадавшему деньги не вовремя, не на основании решения суда, в связи с сомнительными скрытыми повреждениями, то такой иск можно попробовать оспорить. Хотя теоретически можно попробовать оспорить регрессное требование даже при несвоевременной отправке извещения виновником ДТП, поскольку на необходимость выплаты компенсации потерпевшему этот факт не влияет, соответственно, он не может быть причиной убытков страховщика (компании оперируют лишь пунктом «ж» статьи 14 ФЗ, чтобы сократить свои расходы).

Во всех случаях, когда речь идет о сроках, имеются в виду календарные дни без учета нерабочих праздничных дней.

Что делать, если ущерб больше лимита?

ущерб по европротоколу

Регресс страховой по европротоколу касается отношений страховщика и водителя, но бывает и так, что сами водители спустя время предъявляют друг к другу большие претензии, чем изначально. Именно поэтому так важно во время оформления аварии убедиться, что ущерб, причиненный автомобилю, не может быть оценен более, чем в 100 000 рублей.

Взыскать разницу в выплатах с виновника ДТП, скорее всего, не получится, хотя можно попробовать обратиться с соответствующим заявлением в суд. Правила оформления европротокола предполагают, что никаких разногласий касательно причиненного ущерба и стоимости ремонта между виновником и пострадавшим нет, и выяснившиеся впоследствии скрытые повреждения к нему отношения не имеют. Поэтому вероятность того, что такой судебный иск будет удовлетворен, крайне невелика.

Что делать, если отказали в выплатах?

Если страховая компания отказывается возмещать даже положенную сумму компенсации ущерба, можно сделать следующее:

  • Если причина отказа – неправильное заполнение бланка европротокола, а с момента ДТП прошло менее 5 дней, можно связаться с виновником аварии и заполнить извещение снова, скрупулезно сверяясь с инструкцией. Если же второй водитель не хочет идти на контакт, можно получить справку о ДТП в ГИБДД.
  • Если страховая компания придумывает другие причины для невыплаты (например, все то же несвоевременное предоставление бланка виновником аварии), то можно подать на нее суд с высокой вероятностью удовлетворения иска. Впрочем, порой одного лишь намерения начать судебное разбирательство становится достаточно.

Таким образом, заполнение европротокола, при всей упрощенности процедуры, имеет множество «подводных камней» и требует четкого соблюдения всех требований, чтобы ни одна сторона в итоге не понесла непредвиденные убытки.

Хотите получить подробную консультацию?

Заполните заявку и мы вас проконсультируем совершенно бесплатно