Страховая не хочет продавать полис

Содержание статьи:

Полис ОСАГО – далеко не самый выгодный продукт для страховой компании, поскольку в ДТП попадает огромное количество автомобилей, и практически в каждой аварии можно найти виновного автовладельца. Нередко такие полисы вообще оказываются для страховщиков убыточными, поэтому отказ в ОСАГО становится все более частой проблемой. Другой распространенный вариант – когда страховая компания соглашается продать полис, но лишь в комплексе с еще несколькими страховыми услугами.

Что говорит закон об отказе в оформлении договоров ОСАГО?

Закон об отказе в продаже полиса

Если вам отказывают в оформлении ОСАГО, либо пытаются навязать дополнительные полисы (например, страхование здоровья и жизни), то стоит показать представителям страховой компании, что вы прекрасно знаете свои права:

  1. В соответствии с ФЗ от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховая организация должна обеспечить возможность заключения договора по ОСАГО каждому лицу, которое обратилось к ней для оформления этого договора в порядке, установленном законодательством (то есть с полным перечнем необходимых документов). В противном случае страховщики, которые отказываются выдавать полис, нарушают закон.
  2. В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) "О защите прав потребителей", запрещено обуславливать покупку одних товаров или услуг требованием приобрести иные товары или услуги. И если продавец нарушает право своего клиента на свободный выбор товаров и услуг, заставляя того нести убытки, то он должен будет возместить эти убытки в полном объеме.

Иначе говоря, закон запрещает страховым фирмам отказывать в оформлении полиса ОСАГО, равно как и требовать покупки дополнительных продуктов.

Законные случаи отказа в ОСАГО

Порой бывает так, что страховщики, которые отказались продавать ОСАГО, имели на это законные основания. К их числу могут относиться следующие:

  • Неполный перечень документов или их неправильное заполнение. Так, для оформления полиса нужно представить паспорт владельца ТС, водительские права, техпаспорт, ПТС или СТС, актуальную диагностическую карту, заявление на предоставление ОСАГО. Если к страховщику обращается не сам владелец машины, а кто-то по его просьбе, то понадобится также нотариально заверенная доверенность. Если же полис оформляет юридическое лицо, то понадобятся его базовые документы (ИНН, свидетельство о государственной регистрации, ЕГРЮЛ), доверенность на совершение действий от имени фирмы и ее официальная гербовая печать. При подаче заявки на оформление полиса онлайн нужно правильно заполнить все формы, чтобы вам не отказали в страховании ОСАГО удаленно.
  • Отказ предоставить транспортное средство для осмотра специалистами страховой компании. Ее представители могут предположить, что водитель пытается скрыть повреждения, полученные, например, в результате мелких ДТП, чтобы впоследствии претендовать на более высокие выплаты. Если вам отказали в продаже полиса при таких обстоятельствах, то это было обосновано.
  • Невозможность установить соединение с автоматизированной информационной системой РСА. В ней хранится информация о предыдущей истории страхования автомобилиста, в том числе, сведения, необходимые для расчета коэффициента бонус-малус. Этот коэффициент может быть понижающим или повышающим (в зависимости от того, был ли водитель виноват в каких-либо ДТП за последние годы). Отсутствие информации для его расчета не позволит страховой компании корректно сформировать цену на полис. Однако очевидно, что эта причина может быть только временной – соединение с АИС РСА должно быть в короткие сроки восстановлено.

Что делать, если незаконно отказали в оформлении полиса?

незаконно отказали в полисе

Если страховая отказывает в страховании ОСАГО (или навязывает дополнительные полисы), хотя перечисленные выше причины законного отказа продать страховку для вашего случая не подходят, будет правильно сделать следующее:

  1. Сообщить, что действия страховщика незаконны. Можно сослаться на упомянутые выше законы, чтобы продемонстрировать, что вы знаете свои права и намерены их отстаивать. Если эти аргументы не будут приняты рядовым сотрудником страховой компании, можно попросить его пригласить к разговору менеджера или директора.
  2. Попросить предоставить вам официальный документ, в котором будет написано, что компания решила отказать в выдаче страховки. На документе должна быть подпись ответственного лица и гербовая печать, однако страховая фирма вряд ли захочет выдавать его в отсутствие законных причин для отказа в продаже ОСАГО.
  3. Обратиться с жалобой на действия страховщика в головной офис компании, Центробанк или РСА. Также можно в присутствии сотрудников страховой позвонить на горячую линию РСА. При написании официальной жалобы необходимо в подробностях изложить обстоятельства ситуации и приложить документ об отказе страховой организации, если она его вам все же выдаст.
  4. Попробовать приобрести полис ОСАГО онлайн, либо отправить страховщику официальное письменное заявление о желании приобрести его. Рассматривать такое заявление компания имеет право в течение 30 дней.
  5. Подать в суд за непредоставление обязательной услуги или навязывание дополнительных услуг. Такой иск с высокой долей вероятности будет удовлетворен, однако на него потребуется время и деньги.

Если сотрудники страховой компании принимают все ваши разумные доводы «в штыки», то имеет смысл снять их поведение на видео, чтобы впоследствии быстрее и нагляднее доказать свою правоту. Однако самые простые и бесконфликтные способы – это обратиться в другую фирму, либо заказать полис ОСАГО в режиме онлайн. В соответствии с тем же ФЗ от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», каждая страховая компания должна предоставлять возможность оформления полиса через интернет.

Таким образом, если страховщик решил отказаться заключить договор ОСАГО, на это может быть несколько законных оснований. Если же таковых не имеется, стоит продемонстрировать представителям фирмы, что вы в курсе своих прав. При желании можно направить жалобы, письменные заявления или даже обратиться в суд. Более простой способ – оформить ОСАГО через онлайн-форму.

Хотите получить подробную консультацию?

Заполните заявку и мы вас проконсультируем совершенно бесплатно